среда22 января 2025
ukr-pravda.in.ua

Что известно о БПЛА "Чаклун-В", которые атаковали Смоленский авиационный завод, и какая информация о Су-25 у россиян?

Разбираем известные детали о новой атаке на мощности российского ВПК.
Что известно о БПЛА "Чаклун-В", которые атаковали Смоленский авиационный завод, и какая информация о Су-25 у россиян?

В ночь на 21 января 2025 года Силы обороны Украины использовали дальнобойные БПЛА-камикадзе для ударов по военным целям на территории страны-агрессора. В частности, известно, что "прилет" произошел по Смоленскому авиационному заводу, о котором от ЦПД при РНБО было заявлено, что на этом объекте происходит производство и модернизация военных самолетов, в частности Су-25.

Кроме того, видео из соцсетей указывает на то, что для этой атаки с нашей стороны был использован дальнобойный дрон-камикадзе "Чаклун-В" с оценочной дальностью пуска до 700 километров.

На данный момент конкретные результаты удара по вражескому авиазаводу пока неизвестны. Приведенное выше видео указывает лишь на то, что в ходе атаки один наш БПЛА сбил российский "Панцирь", в то время как второй дрон все же поразил производственный корпус предприятия.

Что касается самих "Чаклун-В", то помимо дальности полета до 700 километров также заявляется показатель массы боевой части в 20 килограммов; аналогичная масса БЧ стоит на рашистских БПЛА Shahed-131, которые, однако, довольно редко упоминаются в контексте полномасштабной войны РФ против Украины.

В то же время, похоже, что по мнению тех же рашистов "Чаклун-В" имеет комбинированную боевую часть, масса которой может быть больше 20 килограммов, а ее составные части размещены в различных элементах фюзеляжа беспилотника. Это, в свою очередь, может создавать и психологический эффект при использовании таких БПЛА для ударов по вражеским военным целям.

Что касается Смоленского авиационного завода, то здесь нужно конкретизировать такие нюансы. Для начала, в октябре 2023 года Силы обороны Украины уже наносили удары по этому объекту российского ВПК, и тогда ГУР МОУ заявляло о том, что этот завод занимается производством ракет Х-59. Даже сейчас на сайте Главного управления разведки в соответствующем разделе указано, что на Смоленском авиационном заводе используется импортное оборудование от нескольких стран, основным назначением которого является именно производство БПЛА и Х-59.

Хотя с другой стороны, мы не можем исключать и тот вариант, что за последний год действительно могло произойти определенное перепрофилирование этого авиазавода, чтобы там можно было выполнять определенные работы по тем же Су-25. При этом нужно понимать, что новые штурмовики этого типа Россия производить не способна. В советские времена завод-производитель этих самолетов находился вообще в Тбилиси, но сейчас это предприятие Tbilisi Aircraft Manufacturing может заниматься по Су-25 максимум ремонтом и модернизацией.

Если исходить из данных The Military Balance 2024, то на начало прошлого года ВС РФ имели в своем распоряжении 40 Су-25 в базовом варианте, около 110 модернизированных самолетов Су-25СМ/СМ3 и 15 учебно-боевых Су-25УБ.